Как работают консультанты?

Допустим, доводы в пользу привлечения консультантов вас хотя бы отчасти убедили. Как выбрать консультанта? Необходимо найти ответы на несколько вопросов:

  • Как давно компания представлена на рынке? Возможно, это бренд с вековыми традициями, не исключено, что компания, как и многие, была образована на рубеже веков, когда закончился великий передел собственности и начали появляться компании, организуемые профессионалами-энтузиастами, которым надоело работать "на дядю" и захотелось самостоятельности — в таком случае поинтересуйтесь, чем эти люди занимались прежде. Если отрасли, в которых они сейчас работают как консультанты, раньше были их основной работой, скорее всего, эти люди понимают, о чем идет речь. Если первую свою систему класса Х сотрудник запустил в 2000 году, к 2007, пройдя через множество проектов, он будет представлять себе ее во всех возможных вариантах и версиях, — такой специалист сможет произвести лучший результат в кратчайшие сроки. В разумно краткие, само собой, поскольку никакой профессионал никогда не позволит сокращать время работы в ущерб качеству.
  • Каков штат компании? Это интернациональный холдинг с многими тысячами консультантов, а главное, большим количеством руководства, которое вряд ли будет выполнять ваш проект, но при этом также должно получать заработную плату, и, скорее всего, немалую… Есть и компании, чей штат может не достигать и полусотни. Расходы таких компаний не могут быть раздуты по определению — в их распоряжении нет миллионных инвестиций, полученных на фондовом рынке, здесь каждый сотрудник "кормит" компанию, а компания — его. Заказывая работу у таких консультантов, вы будете платить только за выполняемую работу.
  • Какова основная специализация компании? Нередко встречается ситуация, когда поставщик оборудования либо интегратор (тот, кто умеет собирать и настраивать оборудование), желая максимально удовлетворить клиента, оказывает и услуги, связанные с организацией бизнеса. То есть помимо прикручивания и настройки железок и программ пытается упорядочить бизнес, наладить процессы и прочее. Если речь идет только об экономии и ни о чем больше, лучше действовать оптовым образом и все купить в одном месте. Если же вас интересует качество, дайте возможность профессионалам в каждой области делать свое дело. Специалисты по оборудованию будут настраивать оборудование, специалисты в бизнесе — налаживать бизнес. Поверьте, это не менее тонкая и ответственная работа и требует она не меньшего количества опыта и наличия навыков.
  • Каков опыт именно тех людей, которые будут выполнять ваш договор? Допустим, люди, с которыми велись предварительные переговоры об объеме и стоимости оказываемых консультационных услуг, хорошо разбираются в предмете, съели собаку на успешных переговорах и продать могут кому угодно и что угодно. Но не получится ли так, что "в поле" выйдут студенты старших курсов ВУЗов, не более чем "что-то слышавшие" о сути вашего бизнеса и стоящей перед вами цели? Не стесняйтесь попросить рекомендации и на компанию, и на сотрудников: пусть расскажут, что делали, каких результатов добились.
  • Готовы ли консультанты взять на себя управление проектом и всеми рисками? Скажем, если проект завершается в срок и с достижением всех поставленных целей — вознаграждение равняется 100%, если же сроки "поплывут", а результат будет вызывать массу вопросов — размер гонорара может быть пересмотрен. Среди настоящих профессионалов своего дела считается хорошим тоном не просто качественно завершить проект, но и оставить клиента в полной уверенности, что все его чаяния были в результате реализованы. А если этого не произошло — устранять все недостатки уже за собственный счет. До победного конца. На это способны далеко не все.