Для чего нужны консультанты?

 

Считается, что консультанты торгуют воздухом. За большие деньги к вам приходят люди в костюмах и очках, долго изучают вашу работу, потом производят какие-то магические манипуляции, после чего приносят вам ворох не совсем понятно для чего нужных документов. Тома эти стоят на полке, пылятся, и только время от времени кто-то в ожидании зарплаты, глядя с тоской, подумает, какую же кучу денег выкинула компания на эту макулатуру. Такая точка зрения встречается часто, и нельзя сказать, чтобы она совсем не обоснована.

И все же если бы все консультанты были только производителями дорогостоящей бессмысленной бумаги, этот бизнес не мог бы существовать. Во всяком случае, не числясь при этом наряду с другими "относительно честными способами отъема денег". Попробуем разобраться, зачем все же нужны консультанты и когда они нужны.

Вы собираетесь купить, скажем, фотоаппарат. Допустим, вы не профессиональный фотограф, вам просто хочется иметь камеру. Как выбрать, вы не знаете, а предложений на рынке масса. Начинаете спрашивать у знакомых: "а у тебя что? а что посоветуешь? а может, кто из знакомых разбирается?" Как правило, такой знакомый, в той или иной степени разбирающийся, есть у всех. Вы идете к знакомому и просите помощи. В ответ слышите вопросы о том, что и как собираетесь снимать, сколько готовы потратить денег. Отвечаете и получаете список из нескольких позиций. Предлагаемые варианты сходны по функциям и цене, остается только выбрать ту модель, что больше нравится внешне. Что ни говори о функциональности, но принцип "вот этот симпатичнее всего" работает почти в каждом случае.

 

Другой вариант. Необходимо выбрать машину. Может, первую, а может, очередную. Тут вариантов, как правило, слишком много: если в кредит — у кого и на каких условиях лучше брать, где потом страховать и обслуживать. А какую модель, в какой комплектации, какого цвета? Голова кругом идет от разнообразия (хорошо еще, что на некоторые модели случаются очереди по полгода и более — чем уже выбор, тем легче прийти к определенному решению). Куда бежать? К друзьям, куда же еще. Еще можно почитать различные форумы, где непонятно, то ли по собственной воле человек делится опытом, то ли его попросили и отблагодарили за высказывание в нужном русле. Ну и персонал автосалонов, который хоть и не станет никогда давать совсем беспристрастных рекомендаций, но все же может быть полезен. Вы собираете всю информацию и принимаете решение. Если вам повезло, всю информацию или значительную ее часть вы сможете получить из одного источника. Но совсем без помощи обойтись будет сложно.

Что общего в обоих случаях? Вам не хватало информации, опыта, каких-то навыков. Что случилось бы, действуй вы самостоятельно? Пришлось бы неоднократно пробовать, ошибаться, тратить лишние деньги, время, не исключено, что нервы, потому что неудачи мало кого вдохновляют и мало кого не раздражают. Чем помогли вам знакомые? Сэкономили деньги, время, нервы и прочие ваши ресурсы, которые вы могли потратить, если бы приняли решение действовать в одиночку. Причем экономия эта подчас может быть весьма существенной.

Как это происходит в бизнесе? Некая компания выросла и решила, что ей необходимо построить контактный центр. Что это такое, как выглядит и что делает — все так или иначе представляют. А вот как создать такое подразделение для себя? Помещение, электричество, оборудование, программное обеспечение, мебель, компьютеры, телефоны, сами операторы, наконец? Где все это взять? Как выбрать именно то, что подходит компании? А ведь это не фотоаппарат и даже не автомобиль, речь идет о десятках, если не сотнях тысяч долларов. И все эти расходы надо как-то окупить, иначе какой смысл вкладываться во что-то? Бизнес есть бизнес.

Вариантов, как и прежде, есть два.

Первый — сделать все самим. Освободить людей от их обычной работы, отправить их на форумы-конгрессы, заставить объехать десяток-другой компаний-поставщиков оборудования и софта, провести сложную аналитическую работу. И выбрать. И построить. И даже что-то, возможно, будет работать. И когда-нибудь окупится.

Второй вариант — пригласить людей, для которых подобный запуск будет не первым. И даже не десятым. Которые знают процесс от и до. Которые могут и принимать звонки от скандальных клиентов, и планировать затраты на обслуживание в компании таким образом, чтобы было ясно, какие деньги и на что будут потрачены, а главное — зачем, то есть какая с этого компании прибыль. Да, этим людям придется заплатить. Но посудите сами: в первом случае из-за вероятной ошибки вы можете потратить вместо 100 крупно-условных единиц бюджета и 150, и 200, и сколько угодно. Самое неприятное в том, что, ввязавшись в этот процесс, уже нельзя остановиться, приходиться вкладывать и вкладывать новые средства. Во втором случае от запланированных 100 единиц 10 вы отдаете людям, которые знают толк в том, как именно на остальные 90 построить точно то, что вам нужно, ни больше, ни меньше. И объяснят, почему строить надо так-то и так-то. И проведут расчет всех затрат, выведя время, через которое затраты ваши окупятся и начнут приносить прибыль.

Так почему, покупая фотоаппарат, вы прибегнете к помощи человека разбирающегося, а когда речь идет о куда большей сумме, пусть и казенной (да и не всегда, вдруг бизнес ваш собственный?), не возникает желания отдать ее малую часть, чтобы сохранить куда больше?